Алессандро Мендини: неординарный дизайн от известного мастера
Имя Алессандро Мендини ассоциируется со смелыми, яркими и порой очень неожиданными дизайнерскими решениями, используемыми при оформлении квартир, домов и арт-пространств.
Выдающийся итальянский дизайнер, архитектор и теоретик дизайна, он без преувеличения является классиком, сыгравшим ведущую роль в становлении постмодернизма как ведущего художественного направления 70-х годов. Работы этого миланского творца и сегодня вдохновляют и завораживают посетителей музея Метрополь, Нью-Йоркской галереи современного искусства и Парижской Пирамиды.
Самобытный стиль Мендини формировался под воздействием теорий радикального дизайна, провозгласившего своей основной задачей —разрушение канонов дизайна и поиск новых форм, ярких, смелых, опережающих время.
Выступая против конвейерного производства предметов интерьера, Мендини и его последователи из группы «Алхимия» воспевали ценность уникальных вещей, сделанных вручную. Благодаря вниманию к деталям, игре цвета и фактур, знанию материалов и умению расставлять акценты, его часто называли модельером дизайна.
Одним из самых узнаваемых арт-объектов, созданных Алессандро Мендини, является кресло Proust, представленное публике на биеннале в Венеции в 1980 году. Первое кресло Poltrona di Proust, которое позднее много раз переиздавалось и видоизменялось — результат вдохновения маэстро прочтением ниги Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Эта работа — манифест, провозглашающий необходимость учитывать наследие прошлого, но искать новое актуальное воплощение. Яркую мозаичную обивку Мендини придумал лично, украсив и деревянный каркас красочными мазками, сочетающимися с текстилем. Критики назвали эту работу символом постмодернизма в Италии, отведя работе достойное место в энциклопедиях дизайна. Шедевр много раз переиздавался. Самая оригинальная версия кресла Пруст, выполнена из каррарского мрамора.
Яркий постмодернизм от Алессандро Мендини используетcя в дизайне арт-отеля Byblos Art Hotel Villa Amista. Он разместился в историческом особняке XV века и впервые открыл для общественности свои двери в 2005 году. Здесь прием смешения стилей, так любимый Мендини, проявляется по максимуму: стены украшают произведения искусства XX века, среди которых работы Ванессы Бикрофт (Vanessa Beecroft), Аниша Капур (Anish Kapoor), Сол Льюитт (Sol LeWitt).
С ним соседствует яркий поп-арт 60–70-х гг. Эпоха диско по-новому освещает классическое барокко, пастельные тона которого преображаются в актуальное ар-деко. Алессандро Мендини, автор этого грандиозного проекта, играет роль чародея, который меняет образы буквально силой воли.
Интерьеры продуманы до мелочей. Деревянная мебель взята из коллекций Франка Ллойда, а создателем столовых приборов является Джо Понти. Каждый номер — отдельная история со своим логическим завершением, сказка для взрослых, наполненная добротой, яркостью и удивительной красотой предметов, которые, казалось бы, совершенно не сочетаются друг с другом. Однако успешность идеи обусловлена смелостью мастерством и неиссякаемой фантазией Алессандро Мендини.
Другой интересный проект Алессандро Мендини — инсталляция в квартире № 50 в «Жилой единице», расположенной в доме архитектора Ле Корбюзье. Арт-площадка представляет собой одну из двухэтажных квартир, находящуюся в собственности Жан-Марка Друта. Он позволяет дизайнерам по своему вкусу переделывать интерьер, ни один из предметов которого не должен покидать пределы жилья.
Алессандро Мендини использовал оригинальный подход при оформлении этой квартиры. Каждый предмет, который представляет собой историческую ценность, он дополнил своими работами: деревянными скульптурами всадника, миниатюрами кресла Пруст, керамическими фигурками-тотемами, светильниками в присущей творчеству Мендини цветовой гамме. Центральное место композиции заняли вещи прежних хозяев квартиры Жана Пруве, Ле Корбюзье и Шарлотты Перриан.
Плоды впечатляющей деятельности Мендини доступны во многих музеях мира и коллекциях по всему миру. В частности, с ними можно ознакомиться в рамках постоянно действующей экспозиции Музея современного искусства.